Искусство декоративного оформления витрин

22.08.2020

Искусство декоративного оформления витрин тогда только формировалось, и господствовало мнение, что чем больше товаров, тем богаче витрина, а потому владельцы старались выставить напоказ буквально все, чем располагал их магазин, «пеклись о том, чтобы ассортимент товаров был шире, чем у конкурента». Улица, еще недавно протяженная, фасадная, теперь причудливо отверзалась вширь витринами-интерьерами, как бы не имеющими одной стены. Это точно подметил А. Белый: «Там пять этажей бледно-розовых приторно, тошно слепились орнаментом, точно сладчайшими кремами торта; а вверх убегал в темноту ниспадающей ночи лиловой (нет, — черно-лиловой); внизу — просияло; за этим окном — блеск граненых флаконов; затем — углублялись пространства: гардины, драпри, брокатели; оливковый штоф, парчовые полоски обой, этажерки, статуйки и мебели разных набивок, — как будто таимые комнаты космоса бросились в улицу...».

Идея избыточности, выраженная в оформлении каждой витрины, обилие разнообразных предметов, завлекавших покупателя, а также пространственное углубление и дробление самой улицы, вбиравшей в себя картинно выстроенные интерьеры больших витрин, вносили в городскую среду звучную ноту калейдоскопичности и пестроты.

Хотите мангал дешево купить? В компании Веотаб вы найдете большой выбор изделий по самым доступным ценам.

С витрин мехового магазина на прохожего глядели чучела пушных зверей, иногда даже львов и тигров, в витринах писчебумажных магазинов поражали огромные карандаши, мебельные — выставляли уютные уголки спален или гостиных, магазины офицерских вещей демонстрировали модные каски, кавалергардские кирасы и т. д. Непременным атрибутом витрин магазинов готового платья стали манекены, демонстрировавшие последние новинки моды. Витрины продуктовых магазинов были заполнены объемными муляжами апельсинов, бананов, ананасов, кубов масла, громадных окороков, кусков мяса, чучелами фазанов, глухарей и рябчиков, батареями винных бутылок, дополненными иногда рекламными плакатами чайных фирм или какао, а иногда и нехитрыми произведениями штатных стихотворцев, подвизавшихся на ниве прославления каких-либо изделий. Некоторые изобразительные композиции, многократно повторенные своими создателями-художниками, со временем становились чем-то вроде рекламного канона, безошибочно узнаваемого покупателем. Таковы, например, характерные горки из хлебов и булок, сахарных голов и чайных баночек, овощей и фруктов из коллекции сохранившихся петербургских живописных вывесок.