Экономическая структура «e-flux» поднимает целый комплекс вопросов об экономической (и собственно эстетической) автономии художника в период тотальной экспансии арт-рынка. В результате стремительного роста числа галерей и коллекционеров в девяностых и двухтысячных годах перед некоторыми художниками открылись неожиданные возможности, в то время как для многих других, чье искусство не было (и порой не желало быть) рыночно «привлекательным», этот бум означал сужение перспектив и даже имел деморализующие последствия.
Есть некий парадокс в том, что Видокль, Аранда и их коллеги буквально заработали себе независимость от арт-рынка с помощью изобретения — возможно, ненамеренного — прибыльной бизнес-платформы, каковой является «e-flux». Как заявил Видокль в 2009 году, «художник сегодня стремится к определенной независимости, а это значит, что, кроме производства искусства, он должен позаботиться об условиях, которые сделают возможным это производство и обеспечат его каналами распространения. Этим способом независимости может быть интернет работа в день. Следовательно, производство этих условий может стать настолько принципиальным по отношению к производству самой работы, что станет формой самого произведения». Мысль Видокля о том, что произведение искусства само по себе есть общественное производство условий своего существования, возвращает нас к вопросам о социальном взаимодействии или объединении, поднятым «искусством поведения» и эстетикой взаимодействия. Очевидно, что сущность этого искусства — не столько в изоляции и/или установлении отношений между зрителями или «пользователями» в качестве самоцели, сколько в эстетическом исследовании природы, значения и качества разного рода социальных связей. Для Бругеры это вопрос дальнейшей судьбы объединения граждан с их представлениями о коллективной идентичности и механизмах представительной демократии.
Для Тиравании или Юига этовопрос консолидации группы — порой скорее внутренней, чем публичной — с помощью современных ритуалов, праздников и проведения досуга. Нако- нец,для Видокля, Аранды и «e-flux» это вопрос понимания разных уровней информационной ассоциации — от антрепренерского до педагогического; аналогичным образом базы данных варьируются от электронной переписки до прямого личного общения. В каждом случае произведение искусства является не объектом, а сетью или рамкой для формирования сообщества, внутри которого может возникнуть та или иная форма коммуникации.