В три года малышу еще бесполезно что-то рассказывать или пытаться объяснить в огромных залах Эрмитажа. Мне кажется, надо просто ходить с ним, бродить в этом удивительном пространстве, дать ему возможность окунуться в него и что-то свое ощутить. На вопрос: надо ли водить малыша в музеи, если он не проявляет интереса к таким экскурсиям, — я однозначно — для себя — отвечаю: надо! А на вопрос: что это даст ребенку? — так же честно говорю: «Бог его знает! Поживем — увидим!»
Все сказанное выше относится и к музыке. Надо потихоньку предлагать малышу слушать ее, но в меру, так как самое страшное — отвратить раз и навсегда. Ведь музыка несет громадную эмоциональную нагрузку, и порой малыш просто не в силах с ней справиться.
Будет здорово, если хорошая классическая (и не только классическая) музыка будет негромко звучать в вашем доме в то время, когда малыш играет или рисует, завтракает, обедает или ужинает. Эта музыка должна быть фоном, ни в коем случае не нужно постоянно заострять внимание ребенка на ее звучании, а тем более приставать к нему с «умными» вопросами типа: «Ты узнаешь эту песенку? Как нет, мы ведь ее вчера с тобой слушали?» Хотите хорошо отдохнуть? Посмотрите лучшие отели турции.
Можно показывать картинки с нотами и рассказывать какие-нибудь веселые истории о каждой нотке. Например, как нота «до» однажды решила, что она — главная, ведь она стоит первой в нотном ряду. Что было дальше? Придумайте! Ведь это — ваша сказка. Еще лучше будет, если вы придумаете ее вместе с малышом, тогда эта нота «до» станет его подружкой,«оживет» для него, и начнет разматываться бесконечная ниточка творчества. Музыку слушают не для того, чтобы узнавать, а для того, чтобы получать удовольствие. Разумеется, мы говорим об обычных детях, у особо одаренных в музыке — свой путь. Можно попробовать начать рассказывать ребенку о музыкальных инструментах, показывая рисунки. Возможно, он не запомнит названий, зато точно будет знать, как они выглядят, это отложится в его памяти и потом уже соединится с названиями.
В трехлетнем возрасте любой ребенок охотно рисует. Правда, получается это у каждого по-своему. Не надо думать, что в три года малыш сможет «правильно» нарисовать человека, дом, машину; в лучшем случае у него получится нечто, более или менее похожее на изображаемые предметы. Хвалите его неустанно! Малышу очень важно знать, что его первые шаги в новой области деятельности оценены по достоинству. Стоит один раз посмеяться над ним, сказав: «Ну-у, разве же это машина? Это же крокодил, да и только!» — как интерес к рисованию будет утрачен навек. Возможно, вы больше никогда не увидите своего ребенка за этим занятием, ведь дети очень ранимы.