Противоречие в развитии современной культуры

15.05.2016

Содержание духовной жизни современного мира определяется существованием и противоборством двух культур, двух идеологий - социалистической и буржуазной. Это противоборство в масштабах всей планеты и составляет главное противоречие в развитии современной культуры. В его параметрах возникает, сталкивается, объединяется и расходится множество различных политических, философских, этических, эстетических и других концепций, течений в искусстве и литературе, примыкая в конечном итоге под воздействием объективной логики социального прогресса к той или иной из борющихся культур. Искусство - непременный участник всех социальных битв: политических, идеологических, культурных. Так было в прошлом, так происходит и теперь. Достаточно вспомнить комедии Аристофана, поэзию Данте, рисунки Гойи и Домье, роман Н. Чернышевского «Что делать?», стихи Т. Шевченко и Н. Некрасова, роман М. Горького «Мать». Современные прогрессивные писатели, следуя традициям М. Горького, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Манна, продолжают борьбу против сил реакции и регресса. И этим они во многом способствуют победе демократии и гуманизма, идеалов добра и красоты. И хотя искусство борется своим особым оружием и обращено не только к разуму человека, но и не в меньшей степени к миру его чувств и эмоций, а цели его могут быть то ли значительно шире, то ли уже политических и идеологических, во всяком случае далеко не всегда совпадать с ними, оно и его творцы также ответственны за ход, цели и содержание социальных схваток своего времени. В буржуазных концепциях культуры вопрос о роли современного искусства и ответственности художника обычно связывается с научно-технической революцией, которая, ускорив ритм жизни людей, увеличив нагрузки на их интеллект и эмоции, сделала искусство наиболее эффективным средством психологической разрядки, что повлекло за собой коренную ломку его социальных функций.